Условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направлено на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В МБОУ СШ №12 г.Волгодонска ведется целенаправленная работа по обеспечению доступности получения образования детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами. В настоящее время в нашем образовательном учреждении обучаются 6 детей-инвалидов, три из которых относятся к категории детей с ОВЗ. Всем им рекомендовано обучение в массовой школе. Два ребенка – инвалида в 2020-2021 учебном году обучаются на дому по индивидуальному учебному плану (2 обучающихся- в рамках основной образовательной программы основного общего образования, 2 обучающихся – по СИПР).
Работа с данной категорией обучающихся организована в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
- Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ( принят в 1995 году).
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
- Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)
- Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации".
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы».
- Методические рекомендации по организации и проведению педагогического совета, семинара для педагогов образовательных учреждений по организации инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 768 от 31.08.2012 "Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов".
- Постановление Администрации города Волгодонска от 27.10.2014 № 3717 "О внесении изменений в постановление Администрации города Волгодонска от 14.02.2014 №342 «Об утверждении административного регламента муниципальных общеобразовательных учреждений по предоставлению муниципальной услуги «Организация индивидуального обучения на дому по состоянию здоровья».
- Методические рекомендации по вопросам дистанционного обучения детей с ОВЗ, разработанные Институтом коррекционной педагогики РАО.
- Рекомендации по вопросу осуществления присмотра и ухода за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами в группах продленного дня
Системообразующим компонентом психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельность городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). По направлению образовательных учреждений специалисты ПМПК проводят комплексное обследование индивидуальных особенностей детей, выявление их образовательных и социальных потребностей, рисков и ограничений адаптации и социализации. На основании результатов обследования определяется оптимальный образовательный маршрут детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная программа, характер психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Особая роль по информационно-методическому обеспечению инклюзивного образования, оказанию методической помощи специалистам образовательных учреждений по сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью отводится центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония». На базе Центра организована работа городского семейного клуба для родителей детей-инвалидов со сложной структурой дефекта, направленная на оказание всесторонней психолого-педагогической помощи по вопросам оптимизации воспитания и социализации их детей, обеспечения эффективного взаимодействия родителей и специалистов системы образования города. В штатное расписание центра введены ставки сурдопедагога и тифлопедагога, что позволяет оказывать необходимую помощь обучающимся с нарушениями слуха и зрения.
- МБОУ СШ №9 имени И.Ф.Учаева,
- МБОУ СШ №11,
- МБОУ СШ №15,
- МБОУ СШ №21,
- МБОУ СШ «Центр образования»,
- МБОУ «Лицей №24»,
- С 2016 года создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов в МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска и МБУДО «Центр «Радуга» г.Волгодонска.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных общеобразовательных учреждениях, преимущественно по месту жительства, позволяет избежать помещения их на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками. Это способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
При прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования выпускники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе выбирать форму прохождения ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ).
Реализуется программа по адаптивной физической культуре (АФК).
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют возможность получать дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования города в различных кружках, секциях.
Система помощи детям с проблемами в развитии предусматривает взаимодействие специалистов, как в условиях отдельного учреждения, так и в межведомственном пространстве муниципалитета. Образовательные учреждения города взаимодействуют с социально ориентированными городскими общественными организациями инвалидов, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, Бюро МСЭ.
Система образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в городе постоянно расширяется и совершенствуется. Ближайшими перспективами ее развития, повышения качества образовательных услуг являются:
- совершенствование системы раннего выявления детей с проблемами развития и оказания им своевременной помощи;
-организация деятельности общеобразовательных учреждений по введению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-совершенствование разнообразных форм повышения профессионального мастерства педагогических работников в инклюзивной практике.
Так же информируем о размещении на сайте подведомственного Минпросвещения России учреждения – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» методических материалов - «Дистанционное обучение детей с ОВЗ» (https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1):
В разделе «Интеллектуальные нарушения»:
1. Методические рекомендации на примере урока по предмету «Окружающий
природный мир» (1.2 классы СИПР).
2. Методические разработки уроков: предметная область «Искусство», изобразительное искусство (АООП, вариант – 1): 1 класс - «Сказочный домик»; 2 класс - «Кораблик»; 3 класс - «Символ России. Береза»; 4 класс «Разноцветные краски»; 5 класс «Дымковская игрушка».
3. Методические разработки видеоуроков: предметная область «Технология» – методические разработки уроков по ручному труду (АООП, вариант – 1): 1 класс работа с бумагой, аппликация «На лугу»; 2 класс – работа с бумагой, аппликация «Собачка»; 4 класс – работа с пластилином «Крокодил».
4. Видеоуроки по профильному труду «Столярное дело» (АООП, вариант – 1): 8 класс – «Пороки и дефекты древесины»; 8 класс – «Разметка и выпиливание криволинейной поверхности»; 8 класс – «Ручной электрофицированный инструмент»; 9 класс – «Деревообрабатывающие станки».
5. Видеоуроки по профильному труду «Строительное дело» (АООП, вариант – 1): 5 класс – «Нанесение первого окрасочного слоя»; 6 класс – «Штукатурно-малярные инструменты»; 7 класс – «Виды штукатурных растворов».
6. Методические разработки видеоуроков: по профильному труду (швейное дело) (АООП, вариант – 1): 5 класс – «Швейная машина. Подготовка к работе»; 5 класс – «Хлопчатобумажные ткани»; 8 класс «Подготовка кроя к обработке».
7. Видеоуроки по истории (АООП, вариант – 1): 7 класс - «Сергий Радонежский».
8. Видеоуроки по географии (АООП, вариант – 1): 6 класс – «Полезные ископаемые»; 6 класс – «Реки Лена и Амур»; 6 класс – «Реки Сибири: Обь и Енисей»; 6 класс – «Реки Дон, Днепр, Урал»; 6 класс – «Река Волга»; 7 класс – «Зона субтропиков»; 8 класс – «Реки и озѐра Азии»; 9 класс – «Растительный мир Московской области».
9. Видеоуроки по природоведению и биологии (АООП, вариант – 1): 5 класс - «Кто всем руководит?»; 5 класс – «Здоровый образ жизни»; 6 класс – «Что мы знаем о почве»; 7 класс – «Растения – живой организм».
10. Учебно-дидактический материал, задания по учебным предметам и коррекционным курсам: ИЗО – технологические карты (лепка, рисование, аппликация); Человек – технологические карты (гигиена тела, одевание/ раздевание); Инфографика для создания электронного альбома «Все обо мне»; Домоводство: технологические карты по уходу за вещами, уборке, приготовлению пищи (это актуально для организации занятости ребенка дома).
В разделе «Нарушения речи»:
1. Методические рекомендации по реализации предметных курсов для педагогов (вариант 5.1.);
2. Методические рекомендации по реализации предметных курсов для педагогов (вариант 5.2.);
3. Методические рекомендации по реализации коррекционных курсов в условиях дистанционного обучения обучающихся с ТНР (вар.5.2.).
В разделе «Нарушения слуха»:
Методические рекомендации для родителей по обучению чтению детей с нарушением слуха 1,5-4-х лет «Учимся читать»: методика обучения глобальному и аналитическому чтению (с дидактическим материалом).
На базе ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» функционируют классы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по направлениям:
- тяжелые нарушения речи (ТНР). Обучение по адаптированной образовательной программе, вариант 5.2, 1 отделение (дети с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющие общее недоразвитие речи) Продолжительность обучения в НШ 5 лет (1доп.-4классы);
- задержка психического развития (ЗПР). Обучение по адаптированной образовательной программе, вариант 7.2. Продолжительность обучения в НШ 5 лет (1доп.-4классы).
Общий срок обучения – 10 лет (1доп.-9класс). По окончании обучения выпускники получают аттестат установленного образца о получениии основного общего образования.
Коллектив школы-интерната готов обеспечить комфортные условия обучения и развития ребенка. Обучение возможно на условиях круглосуточного пребывания и неполного дня (до 19.00) по пятидневной рабочей неделе. Наполняемость классов до 15 человек.
Во внеурочное время с обучающимися работают опытные воспитатели. Организованы индивидуальные занятия с психологом, логопедом. Все классные комнаты оснащены интерактивными комплексами, учебным оборудованием.
Спальные комнаты оборудованы необходимой мебелью, постельными принадлежностями. Функционируют санитарно-гигиенические комнаты. Дети получают пятиразовое питание, обмундирование в соответствии с нормативами, обеспечиваются бесплатными учебниками и рабочими тетрадями.
С 1 апреля 2023 года начинается набор в 1 доп. класс 1 ТНР.
Родители, желающие рассмотреть вопрос об обучении ребенка в школе-интернате могут обращаться по адресу: г. Цимлянск, ул. К.Маркса д. 10.
Телефоны для консультаций:
8(86391) 2-13-98 – директор Кочергина Любовь Анатольевна,
8(86391) 2-28-83 – заместитель директора по УВР Бочарова Людмила Викторовна
8(86391)- 2-21-08 – вахта, можно пригласить заместителя директора по КР Романову Ольгу Михайловну.
Федеральный проект по социальному сопровождению семей с детьми и взрослыми с инвалидностью
«Семейные приёмные ВОРДИ»
На базе Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов, Ростовской области открыт консультационный пункт «Семейная приёмная ВОРДИ».
Задачами работы консультационного пункта является организация и проведение специалистами социальной службы сопровождения семей ВОРДИ информационно-консультационной работы и сопровождения семей целевой группы, организация и предоставление бесплатной юридической помощи родителям (законным представителям).
Руководитель консультационного пункта «Семейная приёмная ВОРДИ» - Козуб Анна Сергеевна. Председатель РО ВОРДИ Ростовской области - Мирзоева Каринэ Константиновна.
Обратиться в «Семейную приёмную ВОРДИ» Ростовской области можно по телефонам: 88002504243, 89185896148, 89001304999, а также заполнив форму на сайте.
Как организовать учебный день ребенка с задержкой психического развития в условиях дистанционного обучения
Методические рекомендации Играем и слушаем
Методические рекомендации по ведению дневника событий жизни
Как можно подготовить ребенка к исследованию слуха
Учимся читать
Методические рекомендации и дидактический материал по формированию речи детей "Учимся говорить"
Развитие речевого слуха в естественных повседневных ситуациях коммуникации
Рекомендации по подбору игр и упражнений для развития слуха
Рекомендации по развитию познавательных процессов у ребенка с нарушенным слухом
Читаем с ребёнком. Памятка для родителей
Рекомендации родителям по организации рабочего дня ребенка с ЗПР